Личность протопопа аввакума его судьба
У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». В русской литературе Аввакум положил начало автобиографии [ 1 ] , до него она практически не существовала.
Протопоп Аввакум: средневековое сознание и сознание Нового времени
Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября года в селе Григорово , нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, « великой постницей и молитвенницей ». Женился на односельчанке Анастасии Марковне , ставшей его « верной помощницей ко спасению ». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» протопоп — старший священник, протоиерей г.
Протопоп Аввакум по праву считается одним из самых ярких и выдающихся деятелей не только раннего старообрядчества, но и всей отечественной истории. Популярность Аввакума в старообрядчестве и за его пределами во многом обусловлена личными качествами видного противника реформы. Историк-академик С. Платонов отозвался об Аввакуме следующим образом: «Древняя Русь не знала более темпераментного и яркого человека. Как в своей жизни, так и в писаниях Аввакум был непреклонным, горячим и по силе своей личности… Когда вы читаете сочинения Аввакума — перед вами выясняется необыкновенно страстная натура, острый ум, властная воля и горячая вера…» [28, 9].
Протопоп Аввакум — личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи. Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником.